18:29 

Об именах

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
Современные японские имена состоят из двух частей - имени рода (фамилии), которое идет первым, и личного имени, которое идет вторым. Правда, японцы, записывая свои имена ромадзи, часто делают это в "европейском порядке" (имя - фамилия), дабы иностранцам было привычней их воспринимать ибо имя записывается романдзи обычно для прочтения не японцами. Иногда японцы для удобства и вовсе пишут свою фамилию заглавными буквами, чтобы ее не путали с именем.

До начала Реставрации Мэйдзи фамилии были только у аристократов (кугэ) и самураев (буси). Все остальное население Японии довольствовалось личными именами и прозвищами. читать дальше

@темы: имена, япония

URL
Комментарии
2010-01-03 в 18:37 

Cates
Кроме чужих неприятностей есть и другие радости жизни
Спасибо очень познавательная информация

2010-01-03 в 19:29 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
Cates, пожалуйста. :)

URL
2010-01-05 в 04:00 

у богини победы нет головы
Очень информативно, спасибо. А можно поподробнее, в каких случаях женщиным могли иметь фамилию?

2010-01-05 в 16:16 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, когда появится информация - напишу.
Возможно, в тех случаях, когда не было наследников мужского рода...

URL
2010-01-05 в 16:36 

у богини победы нет головы
даймё
Хм, интересно. Хотя насколько я слышала (по крайней мере, в более позднии периоды и в самурайском сословиии), усыновления/удочерения не являлись чем-то из ряда вон выходящим.

2010-01-05 в 17:58 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, зачем передавать фамилию и наследование усыновленному, когда есть родная дочь, которая родит наследников с тем же генотипом, как и у вас, а не чужим - как у приемыша?

URL
2010-01-05 в 18:10 

у богини победы нет головы
даймё
Тоже логично. Тогда получается, что не женщина в этом случае уходит в семью мужа, а наоборот?

2010-01-05 в 18:25 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky ну, ежели род девушки более знатен, чем род мужа, или муж не основной наследник, а десятый сын, то почему нет? В том же Bleach Кога взял фамилию жены, а не наоборот...
Или каждый остается при "своей семье", а будущий ребенок унаследует наследство сразу двух родов. Или первый ребенок получает фамилию мужа, а второй - жены, как договорятся :-D.
В ситуации, когда брак не считался какой-то нерасторгаемой и вечной вещью, а детей у того же самурая могло быть масса от разных женщин и ему не было принципиально сделать наследником ребенка именно от этой девушки, когда рождение детей без мужа не было порицаемо, когда ребенка можно было отдать на воспитание в чужую семью, в том числе деду по линии девушки, один из детей этой девушки, сохранившей свою фамилию, вполне мог продолжить ее род, а не род мужа. Все таки, родной внук, а не чужой приемыш.
В принципе, при желании, вариантов можно придумать массу... :gigi:

URL
2010-01-05 в 19:05 

у богини победы нет головы
даймё
Можно и так. Можно в принципа много как, было бы желание)) Вот только если мы имеем не высокую аристократию, а мелкую или среднего пошиба - что тогда?
Читала я, кстати, случай, когда девушку удочерила семья самурая, чтоб она могла выйти замуж за сына своего отчима (или мачехи? не помню. Они были родственники формально, но не по крови). Но это оффтоп и было уже незадолго до Бакумацу.

2010-01-05 в 19:29 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, для каждой мелкой аристократии найдется еще более мелкая.
Кроме того, возможно, такое с фамилиями проворачивали как раз высшие аристократы, которые слишком рьяно оберегали чистоту своего рода, а потому, для которых было неприемлемо усыновление в качестве наследника ребенка чужой крови.
Или люди, для которых важным было сохранить и увеличить свой истинный род, не важно какой ценой, вплоть до передачи права наследования женщине.

URL
2010-01-05 в 19:46 

у богини победы нет головы
даймё
Гордость рода, значит... Ну, эпоха есть эпоха.

2010-01-05 в 20:39 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, ;)
С другой стороны, этим они показали пагубный пример и теперь фамилии дают всем женщинам, даже не несущим столь важной миссии, как сохранение фамилии рода. :-D

URL
2010-01-05 в 20:45 

у богини победы нет головы
даймё
:-D Да ладно, все равно в замужестве фамилию обычно меняют)) Хотя у меня сестра сменила своим детям фамилии после развода. Гордость рода в действии!

2010-01-05 в 21:07 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, :vo:
Хотя зерно рационализма в этом есть. Получается постоянное выбрасывание девичьих фамилий после замужества, словно не фамилия, а ненужный мусор - с гордостью рода это мало сочетается. :D
А ежели дочерей в семье не одна, а с десяток? Десять раз от этого рода откажутся, предпочтя другой - каков удар по авторитету, а? :gigi: :lol:

URL
2010-01-05 в 21:13 

у богини победы нет головы
даймё
:lol: Страшный удар)) Другое дело, в таких масштабах уже не рожают...

2010-01-05 в 21:21 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, видимо, потому и не рожают в таких масштабах... :lol: *шепотом: мы раскрыли тайну демографического кризиса*:-D

URL
2010-01-05 в 21:25 

у богини победы нет головы
даймё
Ну, и не мрут в течение одного поколения тоже. А кризис... нам дай только повод - раздуем проблему.

2010-01-06 в 21:44 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, разве демографический кризис - проблема? Меньше народа - больше кислорода. (с) :D

Возникла мысль, что фамилия могла быть у женщины тогда, когда она выходила замуж за предстаителя менее знатного семейства, и тогда ее девичья фамили оставалась гарантом того, что девушка находится под защитой своего изначального, более могущественного рода.
Или когда дочь была настолько дорога семье, что даже после ее замужества те не хотели "отпускать" ее и оставлять ее без "защиты рода", а посему девичья фамилия оставалась при ней.
:thnk:

URL
2010-01-07 в 15:54 

у богини победы нет головы
даймё
Мысль интересная. Хотя мне кажется, что в первом варианте всем заинтересованным и так было бы понятно))

А кризис... Это у нас кризис, а у кого-то перенаселение. Неравновесно))

2010-01-07 в 16:58 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, Хотя мне кажется, что в первом варианте всем заинтересованным и так было бы понятно
В смысле, все и так знали б, из какого рода барышня? А приезжие? Да и знающие со временем могут "забыть".

А кризис... Это у нас кризис, а у кого-то перенаселение. Неравновесно))
Гармония не в равновесности, а во взаимодополнении. :gigi:

URL
2010-01-07 в 17:08 

у богини победы нет головы
даймё
Тоже верно. Пришлось бы постоянно "напоминать")) Наносить визиты родственникам, например)))

Гармония не в равновесности, а во взаимодополнении.
Америка с вами не согласится :gigi:

2010-01-07 в 17:24 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky
А муж бы запретил, сказал, ты теперь носишь фамилию моего рода, нечего ходить по другим...:lol:

Ну, со мной соглашаться не обязательно, достаточно ограничиться согласием с озвученной мною мыслью. А во-вторых, как раз наоборот, она, видимо, прониклась этим утверждением и теперь стремится дополнить собой всех и вся. :-D

URL
2010-01-07 в 17:29 

у богини победы нет головы
даймё
А папа сказал бы, будешь возникать - станет моя дочь любимая вдовой?

А началось все с эллинизма... Наша преподавательница по культурологии говорила, что войны Александра Македонского были первой в истории культурной экспанисей)

2010-01-08 в 01:21 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, а муж бы спросил, значит ли это, что тесть таким образом расписывается в собственной неспособности выбирать зятя?

А закончится, видимо, экспансией бескультурья.

URL
2010-01-08 в 04:21 

у богини победы нет головы
даймё
Хм, а если выбирала дочка? Маловероятный вариант, но все же))
Но вообще это две разных ситуации: первая, если действительно плохо выбрали, и зять оказался самоуверенным болваном, и вторая, если зять оказался слишком умным с начал тянуть одеяло на себя.

Был у нас недавно текст по английскому, про культурные различия в транснациональных корпорациях. Там был упомянут момент, что если верхушка компании родом из одной страны, то ее (страны) культура будет доминирующей. И что это случается сплошь и рядом с европейцами, но с американцами получается еще и высокомерно. Уж очень неудобное у них воспитание для мультинациональников)))

2010-01-08 в 15:53 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky
Даже ежели выбирала дочка, свадьба не могла состояться без одобрения отца невесты. Тобишь, формально все равно "выбирал" отец.

А там не было упомянуто, какая именно у них национальная культура и воспитание? :D

URL
2010-01-09 в 15:16 

у богини победы нет головы
даймё
У американцев-то? Подразумевается, что это и так понятно)) Но серьезно - по-моему фраза про высокомерие действительно все ставит на свои места.
ЗЫ. На Новый год с друзьями играли в вариацию пантомимы. Логическая цепочка угадывающего: "Статуя Свободы. Я статуя Свободы. А, я - статуя Свободы и загрязняю мир своей демократией?!"

2010-01-09 в 16:23 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, по-моему, высокомерие и культура все же вещи разные.

У американцев-то? Подразумевается, что это и так понятно))
Мне не понятно. :rolleyes: По сути у американцев нет какой либо цельной собственной культуры - то что у них, это винегрет из заимствованных и не взаимосвязанных кусочков культур разных стран: часть от культуры англичан, часть от культуры индейцев, часть от культуры африканцев и т.д., замешанный на лозунге материальной выгоды и свободы, надо понимать, свободы от всего, в том числе от культуры?. Исторически так сложилось, что у них нет того пласта истории, духовности и культурных традиций, который есть у большинства стран и народов мира.
И если уж говорить о высокомерии, то любое высокомеие на чем-то основано и в случае американцев в целом, это скорее наглость человека не обремененного рамками культуры, понятий почтения и уважения и обладающего при этом какой-то властью. Н-да, что-то меня понесло на философствование...

URL
2010-01-09 в 23:01 

у богини победы нет головы
даймё
Ох, сурово...
Я стараюсь избегать категоричных высказываний, но культура в моем понимании - есть. Другое дело, что я убусь на социолога, и для меня все подобные понятия искажены профессиональным восприятием. В нашем понимании, культура - это все, что создается и социально усваивается людьми. Следовательно, если кто-то живет согласно неким нормам и ценностям, то они живут в рамках некой культуры.
А у Америки больше трех веков собственной истории, если считать с обретения независимости. Культура и идеология Советов создавалась и утверждалась в сознании за куда меньшее время - и дала результаты!
Поэтому вопрос, можно ли рассматривать американскую культуру как самостоятельную, мне кажется абсурдным. Можно ли рассматритвать культуры Латинской Америки отдельно от их бывших метрополий? Можно и нужно. Они берут начало там, да, но давно отделились и пошли своими путями.

А касательно высокомерия - то я считаю взгляд на себя, свою страну как самый "правильный" образ жизни следствием культуры. В конце концов, в нее все упирается.

2010-01-09 в 23:11 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, хорошо, давайте с точки зрения социологии. Ну и культурологии, куда ж без нее, в контексте определения культуры как "совокупности производственных, общественных и духовных достижений людей. ". :)
Какую вы можете выделить наиболее яркую особенность американской культуры? И как вы охарактеризуете американскую культуру в целом, какие у нее отличительные черты, позволяющие отделить американскую культуру, скажем, от английской и других?

А касательно высокомерия - то я считаю взгляд на себя, свою страну как самый "правильный" образ жизни следствием культуры. В конце концов, в нее все упирается.
Может быть, тогда это не выскомерие, а патриотизм?

URL
2010-01-10 в 00:01 

у богини победы нет головы
даймё
:rotate: Патриотизм - это здорово, безусловно - но тоже разный. Обычно это умеренный этноцентризм. А у американцев какой-то радикальный в большинстве своем.

Чтобы дать характеристику, надо было бы в идеале побывать в Америке лично. Иначе мои впечатления отрывочны, так как основаны на редком общении с собственно американцами и впечатлениях других людей.
Поэтому я могу только подметить некоторые черты.
Кстати, об отдельных фактах: удивила американское образование в школе. В нем есть свои плюсы, но родная история в качестве факультатива меня просто шокировала.

2010-01-10 в 01:39 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, при Союзе тоже вроде бы был радикальный, в большинстве своем... Я о другом, о том, что быть может, говоря о высокомерии американцев, вы подразумевали патриотизм, ибо характеристика понятия вышла какой-то схожей...:hmm:

Не обязательно ваше впечатление от личного знакомства с американской культурой непосредственно в США, а вообще общепринятая характеристика этой культуры. Ни у кого не возникнет трудностей с культурой Греции, Индии, той же Японии, хотя многие там никогда не были. Впрочем, ежели вам тяжело, то можно ограничиться только некоторыми чертами, которые скажем, помогут сформировать у ребенка впечатление о американской культуре. ;)

Относительно школьного образования не могу сказать ничего конкретного, за отсутствием информации, но у меня почему-то сложилось впечатление, что оно не на высоте, по крайней мере то, которое в государственных, а не частных школах. Видимо, дело в проценте безграмотности в американском обществе и в том, что мне не попадалось ни одного современного произведения, где бы профессия американского учителя позиционировалась уважаемой, а обучение в школе - чем-то фундаментальным и показательно важным, зато тот же американский кинопрокат пестрящий лентами об отбросах-школьниках и оплеванных учебных комнатах формирует не лучшее представление. Возможно, это всего лишь издержки массового кино, но все же...
Возможно, вы знакомы с американским образованием больше и поделитесь своим впечатлением?

URL
2010-01-10 в 02:41 

у богини победы нет головы
даймё
Говоря о патриотизме, я не имела в виду СССР и его позицию по этому поводу. Давайте отвлеченно и без примеров - патриотизм умеренный хорош и правилен для страны. Когда люди любят свою родину, но и уважают чужие страны, признавая, что там не хуже - по-другому, и все. Я лично понимаю, что на родине много проблем, о которых я даже понятия не имею - но прекрасно знаю, что никуда отсюда не уеду, не смогу строить жизнь, семью и карьеру в другом месте. Потому что другое, не свое. А свое - здесь.
Радикальный патриотизм неприятен и мешает общаться с людьми. Терпеть не могу, когда смотрят снисходительно, мол, настоящей жизни вы не знаете.

По поводу школьного образования - какое-то время я недолго переписывалась с девушкой-американкой на эту тему. В основном она касалась языков, но об общем образовании я тоже спрашивала. Как у вас с английским? Могу вытащить выдержки оттуда, перевод будет с искажениями, поскольку я тоже плохо знакома с темой.
ЗЫ Государственные школы у нас тоже - уж какая попадется. Я видела и плохие, и хорошие, как небо и земля.

Лично я остерегаюсь судить о чем-либо, если у меня нет личного опыта. Как показывает практика, даже с близкими людьми мы частенько расходимся во мнениях, а большинство в таких случаях обычно думает неправильно. Равняют самураев с рыцарями, а гейш - с проститутками.
А впечатления по мелочам напишу чуть позже, вот соберусь с мыслями...

2010-01-10 в 03:40 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, первый раз слышу, чтобы в характеристике патриотизма было "смотреть снисходительно". Когда люди так себя ведут, возможно, дело не в патриотизме, а в недостаточном образовании и низком уровне развития, не позволяющем оценить достоинства другой страны? Когда европейцы только прибыли в Японию, не разбираясь в их культуре они называли японцев варварами, хотя еще большой вопрос, кто на тот период являлся варварами...

Спасибо, с интересом почитаю выдержки, ежели вы сможете их выложить. :)

Можно не знать детали, равнять самураев с рыцарями, а гейш с проститутками, тем не менее знать, что в такой-то стране частью национальной культуры являются некие самураи и некие гейши. Это общеизвестные сведения о культуре той или иной страны. Но речь сейчас идет об описании американской культуры. Мы уже ни один пост обсуждаем эту культуру, но вместо ее описания всплыли японские самураи. Об этом я и говорю, когда пишу, что по сути культуры как таковой у американцев нет. Она вроде бы и есть и должна быть, но если попытаться выделить какую-то национальную особенность, привести пример американской культуры, возникает пауза, ибо всем известные фаст-фуды, независимость и день Благодарения назвать полноценной культурой язык не поворачивается.

В лесах моей страны живут лешие, в реках - русалки, в домах - домовые. А ведь это часть культуры и духовности нации. А что своего собственного есть в лесах американцев?

Вы привели в пример 70-летнюю культуру СССР по сравнению с 300-летней Америкой. Но у русских до СССР была тысячелетняя история на протяжении которой формировалась самобытная культура, и с появлением Союза она никуда не делась. Да, триста лет - это не мало, но, видимо, не достаточно, чтобы практически с нуля, не имея корней или не будучи в изоляции, сформировать богатую культуру и духовность нации с какими-то яркими отличительными национальными чертами.

URL
2010-01-10 в 06:46 

у богини победы нет головы
даймё
Сложно выделить фундаментальные отличия. Поэтому будет фрагментарно.

Во-первых, крайний индивидуализм. Заметила забавную особенность: в книгах американских авторов редко встречаются упоминания семьи. У нас даже книга о карьерном росте приводила бы опыт родственников и знакомых, в американских - я, я, я. Моя практика, мой случай. Не знаю, как дело обстоит в этом плане в европейской традиции...
Пресловутая "американская мечта". Воплощение того самого индивидуализма - все сам, все с нуля. Из грязи - в князи.
И при этом воспитание и идеология "страны больших возможностей" подразумевает всем дать шанс. Сестра, работающая в международной компании рассказывала разницу - обсуждение у американских менеджеров ведется именно в таком духе. Если у нас принято, если не можешь добавить ничего конструктивного - молчи, не трать время. У американцев - даже если ты со всем согласен и не можешь сказать ничего нового, все равно высказывайся: поделись опытом, поддержи/одобри, говори. Чтобы каждого было слышно, мнение каждого учитывалось.
Кстати, индивидуализмом скорее всего объясняется крайняя неоднородность общества. Или это следствие неоднородности. Множество народностей, вер.

Во-вторых, политкорректность. Местами доведена до абсурда из желания защитить всех и вся. В результате, как говорил один наш препод: "Больше всех прав - у беременной многодетной черной лесбиянки без ноги или руки. Такую не могут не принять на работу или еще как-то 'ущемить' - в суд подаст сразу."

В-третьих, культура потребительства. Отражается даже в речевых оборотах - "купить" вместо "мне нравится" или "верить".

В-четвертых, свобода личности. В такой мешанине рас, вероисповеданий, ценностей - неудивительно, что всем приходится терпеть всех. Надо бы привязать это к политкорректности, но мне уже лень.
Но в сознании нет некоторых ограничителей, которые ставит культура. И пожилая женщина может показать фак подростку на улице, а два господина за 60 - решить, что они геи, и пожениться. (Один из этих господ, кстати, работает в музее Метрополитан - очень приличный человек).

Пока все, утром, может, еще чего сформулирую.

2010-01-10 в 06:55 

у богини победы нет головы
О школьном образовании, в хронологическом порядке переписки:

читать дальше

2010-01-10 в 19:14 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, все что вы перечислили, это скорее менталитет нации. Конечно, менталитет - это часть культуры, но все же, культура не только это.
Относительно первого - индивидуальности - к сожалению, помимо положительных моментов, зацикливание на собственном "я" приводит и к отрицательным, когда человеком превозносится только своя личность, свой опыт и непосредственно свои знания, чужие оказываются или ненужными или неинтересными. Тогда как в той же Японии учителя, родители, старшие и вообще те, кто передает информацию и могут восприниматься "учителями" - одни из наиболее уважаемых людей, у американцев являются невостребованными, а потому неуважаемы и неценимы. В большинстве стран старшее поколение: родители, бабушки\дедушки позиционируются как кладезь родовой мудрости и основной хранитель национальной духовности, опыта и знаний, чем старше человек, тем больше его уважают, в американской же культуре наоборот, возникает впечатление, что пожилые - это всего лишь обуза с болезнью Альцгеймера, в итоге оказывается, что многие американские пенсионеры заканчивают жизнь не в кругу детей, а отданными в дома престарелых. Опыт и достижения прошлого поколения обесценивается по сравнению с собственными и установка "мне не нужна помощь родителей, я всего достигну своими силами" переходит в подсознательное "мои родители мне не нужны". О каком уважении или почтении к старшему поколению при этом может идти речь? Американцы, это нация, где материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому в американской нации ценится только сильный молодой индивид, который может принести материальную выгоду, пожилые люди - это уже никому не нужный отработанный товар. Да, есть социальные программы, направленные на поддержку пожилых, но ни о каком преобладании уважения старости речь не идет.
Что же касается свободы личности, то, как мной уже говорилось, она вылилась скорее в свободу личности от культуры. Обилие законов и порой дикие иски в суды объясняются исключительно отсутствием культуры и установленных ее внутренних рамок и табу. То, что в других странах человек не сделает, потому что ему не позволит воспитание, американцы вынуждены прописывать в законах, потому что самостоятельно человек себя не ограничит. Общество построено таким образом, что присущее большинству странам понятие "общепринятое поведение" не базирующееся на записанных законах у американцев отсутствует или сведено к минимуму. Все что не запрещено написанными правилами, за что не могут наказать по написанному закону, то разрешено, понятий "нельзя, потому что неэтично" или нет, или они опять же сведены к минимуму.
Та же политкорректность обусловлена не этичностью, а скорее возможностью "пострадавшего" подать в суд и получить материальную выгоду от этого. Опять же, внутренних рамок у граждан нет, поэтому желание получить выгоду за "ущемление" каких-то своих прав и свобод доходит порой до полной абсурдности, как и стремление подстраховаться от чужого иска.
Относительно потребительства. Парадокс, но при наличии культуры потребления это нация где производители товаров пользуются меньшим уважением, среди других сфер деятельности. В США наиболее выражено преобладание перепродажи товаров над их производством. На вершине экономики стоит не сам производитель, а тот, кто этот товар продает и перепродает, соответственно, центральным является не производство товара, а торговые манипуляции с ним, по сути, паразитирование за счет производителей.
Это нация, которая делает, производит и создает не то, что лучше или может принести большую пользу окружающим, а то, что принесет большую личную материальную прибыль, а это далеко не всегда равноценно. Ежели в центре краеугольного камня культур многих стран стоит литература, искусство, религиозные и философские системы, то американская "культура" крайне бедна духовными ценностями, без которых непривычно общепринятое понятие культуры страны.

Спасибо за материал про школу, интересно.
Не совсем понятно из контекста, что подразумевается под некими "курсами АР", которые преподают в средней школе и которые можно выбирать на свое усмотрение. Эти курсы - это аналог наших основных предметов? Тобишь в американской школе в рамках общеобразовательной программы дети могут не выбрать биологию или физику или ту же историю и вообще никогда не изучать ее, даже вскользь? Какие тогда предметы являются общеобязательными, которые изучает каждый школьник в стране?
Или под "курсами" понимаются дополнительные занятия по этим предметам, помимо этих же предметов в основном цикле?

URL
2010-01-11 в 03:20 

у богини победы нет головы
Короче, все сложно. Есть как отрицательные, так и положительные моменты.
Кстати, упоминая про огромное расслоение - именно отсутствие общих для всех рамок и ценностей приводит к тому, что в обществе одновременно существуют как "отбросы", так и блестящие интеллектуалы. С одной стороны - интереснейшие исследования, артхаусные ленты, книги и еще много чего замечательного. С другой - китч, жвачка для мозгов и иконизация секса. На что смотреть, что принимать за норму? Среднюю температуру по больнице.
Кстати, вы знакомы с последними фильмами братьев Коэнов? Там - именно она, судя по отзывам. Лично я видела только "После прочтения сжечь", и впечатление было двойственное. Вроде и комедия, но ощущения, как от пьес Чехова - безнадежность. Но это личное восприятие.

Насчет школ.
Специально не уточняла, но поняла так: основы естественных наук скидывают в мини-курс ('science', вроде), а дальше уже кто заинтересовался - на факультатив. Или как это обозвать по-русски...
Как мне это объяснили, существуют общие курсы - обязательные для всех - и факультативные. Таким образом, каждый старший школьник определяет количество и направленность своих предметов сам, за вычетом "базы". Читали "Гарри Поттера"? Вот там на старших курсах было примерно то же. Есть совсем факультативы, а есть "продвинутые" курсы того, чему учили раньше.
В принципе, мне нравится идея, но категорически не устраивает ее исполнение. Как можно ставить историю и географию дополнительными? Это вне моего понимания.
ЗЫ А еще мне нравится японская практика перемешивать состав классов каждый год. Очень здорово, по-моему.

2010-01-12 в 21:54 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, видимо.

Вообще пугает вариант, когда 90% из перечисленных предметов позиционируются как не общеобязательные. Если дети в школе не учат, а значит, не знают математику, историю, биологию, физику, литературу, какие же предметы они учат обязательно, только родной язык? По нашим меркам, это неучи.
С другой стороны, обществу не нужны одни образованные, кто-то ведь должен работать грузчиками или уборщиками, а для этого больших знаний не надо. Опять же, необразованной толпой легче управлять.

В принципе, этим же можно объяснить ярлык "нация потребления". Малообразованный человек мало когда заинтересуется самостоятельным созданием чего-то, а вот физиологические потребности ему не чужды, поэтому он будет есть, спать, заниматься сексом и потреблять результаты чужого труда, причем вряд ли это будут книги, а вот чем-то не сильно "интеллектуальным": игрушкой, одеждой или просмотром яркого и не сильно "заумного" фильма он заинтересуется со значительно большей вероятностью. На удовлетворении этих низших потребностей и направлена американская "культура".

Хотя сдвиг наблюдается, вон, в фильме «Аватар» активно пропагандируют духовные ценности, в противовес материальным. Хотя несколько странным образом...

ЗЫ А еще мне нравится японская практика перемешивать состав классов каждый год. Очень здорово, по-моему.
Да? Разве это общая практика всех школ?

URL
2010-01-12 в 22:20 

у богини победы нет головы
даймё
Нет-нет, я неправильно объяснила, видимо. Базовый курс для всех обязателен: то есть родной язык, математика, science (основы всяких естественных наук), литература (наверное, но не уверена), еще что-нибудь - больше ничего уже не вспоминается. Плюс дополнительные предметы. А когда базовый курс пройден, каждый уже решает для себя - надо будущему филологу знать логарифмы или обойдется, т.е. продолжать предмет или нет.

Как я поняла, это общенациональная практика - перемешивать классы каждый учебный год, дабы ученики одного потока все друг друга знали. По крайней мере, пока я не встречала подтверждений обратного.

2010-01-13 в 01:57 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, понятно. :)

URL
2010-01-13 в 03:07 

у богини победы нет головы
даймё
Вот, уточнила обязательный курс для старшей школы - официальный источник:

"Science (usually two years minimum, normally biology, chemistry and physics)
Mathematics (usually two years minimum, normally including algebra, geometry, algebra II, and/or precalculus/trigonometry)
English (usually four years minimum, including literature, humanities, etc)
Social Science (usually three years minimum, including various history, government/economics courses)
Physical education (at least one year)

Many states require a "health" course in which students learn about anatomy, nutrition, first aid, sexuality, and birth control. Anti-drug use programs are also usually part of health courses. In many cases, however, options are provided for students to "test out" or complete independent study to meet this requirement. Foreign language and some form of art education are also a mandatory part of the curriculum in some schools."

Любопытный последний абзац такой. Ликбез по сексу и контроль за рождаемостью - никогда не слышала у нас ни о чем подобном...

2010-01-13 в 19:32 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, Ликбез по сексу и контроль за рождаемостью - никогда не слышала у нас ни о чем подобном...
Как я понимаю, это не отдельным курсом, а видимо темой в составе некоего медицинского курса а ля "здоровье", у нас тоже есть нечто подобное, название урока не помню, но помню, как друг друга бинтовали на нем, и подцикл там был "основы полового воспитания". :-D И, видимо, не "контроль за рождаемостью" (такое название действительно звучит нелепо), а подразумевается рассказ о контрацепции. Только о том, что в рамках курса биологии есть тема о кишечнополостных, они не уточняют, а то, что в рамках курса основ медицины входит тема о сексе и противозачаточных, уточняют, видимо, это для них крайне животрепещущий вопрос. Или для зарубежных читателей расстарались пояснить, что в этот курс "о здоровье" входит. :-D

URL
2010-01-13 в 19:54 

у богини победы нет головы
даймё
Вот да, у нас на биологии тоже был один урок на эту тему - менструальный цикл, безопасные дни и все такое. Вряд ли кто-то что-то запомнил, правда... Но все же, это был один урок, а не тема подцикла.

А еще интересуют "гуманитарные" предметы, входящие в курс английского... Предположения?

2010-01-13 в 20:24 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, Но все же, это был один урок, а не тема подцикла
А кто сказал, что этот подцикл длится больше одного урока? :-D

А еще интересуют "гуманитарные" предметы, входящие в курс английского... Предположения?
История языка, орфография, грамматика, деловой английский, разговорный английский, языковедение, документоведение... фантазировать можно долго и все те темы уроков, которые у нас позиционируются именно как темы уроков, назвать "курсами" или "подкурсами", не важно, что продолжительность этого курса один-два урока...

URL
2010-01-13 в 20:38 

у богини победы нет головы
даймё
А кто сказал, что этот подцикл длится больше одного урока?
Тоже возможно)) Кстати, встречался мне часто такой сюжет у фанфиков - мол, этот самый health care, школьников делят на пары для заботы о "ребенке". В роли ребенка, разумеется, игрушка со встроенным набором реакций.
Сначала у меня были квадратные глаза, потом встретила сюжен еще раз десять - решила, видимо, такое тоже бывает. Ах да, фанфики были англоязычные.

Ну, вряд ли разговорный английский преподают в школе, чего ему учить, если он вокруг. Литературному - наверняка, грамматика и орфография нужны очень, судя по тому, что я вижу на англоязычных форумах. Кстати, о пунктуации в английском - удивительно, но она существует! Формально, с конкретными правилами. А то у нас ее как-то обходят стороной, такое впечатление, будто ее не существует в природе))

2010-01-13 в 20:51 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky
Ну, вряд ли разговорный английский преподают в школе, чего ему учить, если он вокруг.
Например, говорить правильно: правильно ставить ударения, правильно строить фразы... А то придется как у нас, вписывать в словари "йогУрт", потому что большинство (интересно на это большинство посмотреть) так говорит. :gigi:

Кстати, о пунктуации в английском - удивительно, но она существует! Формально, с конкретными правилами. А то у нас ее как-то обходят стороной, такое впечатление, будто ее не существует в природе))
А действительно, не помню, чтобы у нас учили пунктуацию в английском. :lol:

школьников делят на пары для заботы о "ребенке". В роли ребенка, разумеется, игрушка со встроенным набором реакций.
Тамагочи? :lol:

URL
2010-01-13 в 20:59 

у богини победы нет головы
даймё
А то придется как у нас, вписывать в словари "йогУрт", потому что большинство (интересно на это большинство посмотреть) так говорит.
С йогуртом ситуация как раз оборотная - это формально правильное ударение, но никто так не говорит, потому что в русском языке на "ё" всегда ставится ударение!.. А вот "дОговор" и "брАчащиеся" меня поразили в самое сердце. И "каратЭ".

А действительно, не помню, чтобы у нас учили пунктуацию в английском.
Не учили! А я вечно мучалась, ставить тут запятую, как в русском, или не надо...

Тамагочи?
Что-то типа. Такая игрушка-карапуз, в девяностых по телекаталогам такие рекламировали, мол, можно кормить молоком, укладывать спать и менять пеленки. А кукла плакала или гулила.

   

KIZOKU NO KAOKU

главная