Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:29 

Об именах

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
Современные японские имена состоят из двух частей - имени рода (фамилии), которое идет первым, и личного имени, которое идет вторым. Правда, японцы, записывая свои имена ромадзи, часто делают это в "европейском порядке" (имя - фамилия), дабы иностранцам было привычней их воспринимать ибо имя записывается романдзи обычно для прочтения не японцами. Иногда японцы для удобства и вовсе пишут свою фамилию заглавными буквами, чтобы ее не путали с именем.

До начала Реставрации Мэйдзи фамилии были только у аристократов (кугэ) и самураев (буси). Все остальное население Японии довольствовалось личными именами и прозвищами. читать дальше

@темы: имена, япония

URL
Комментарии
2010-01-10 в 00:01 

у богини победы нет головы
даймё
:rotate: Патриотизм - это здорово, безусловно - но тоже разный. Обычно это умеренный этноцентризм. А у американцев какой-то радикальный в большинстве своем.

Чтобы дать характеристику, надо было бы в идеале побывать в Америке лично. Иначе мои впечатления отрывочны, так как основаны на редком общении с собственно американцами и впечатлениях других людей.
Поэтому я могу только подметить некоторые черты.
Кстати, об отдельных фактах: удивила американское образование в школе. В нем есть свои плюсы, но родная история в качестве факультатива меня просто шокировала.

2010-01-10 в 01:39 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, при Союзе тоже вроде бы был радикальный, в большинстве своем... Я о другом, о том, что быть может, говоря о высокомерии американцев, вы подразумевали патриотизм, ибо характеристика понятия вышла какой-то схожей...:hmm:

Не обязательно ваше впечатление от личного знакомства с американской культурой непосредственно в США, а вообще общепринятая характеристика этой культуры. Ни у кого не возникнет трудностей с культурой Греции, Индии, той же Японии, хотя многие там никогда не были. Впрочем, ежели вам тяжело, то можно ограничиться только некоторыми чертами, которые скажем, помогут сформировать у ребенка впечатление о американской культуре. ;)

Относительно школьного образования не могу сказать ничего конкретного, за отсутствием информации, но у меня почему-то сложилось впечатление, что оно не на высоте, по крайней мере то, которое в государственных, а не частных школах. Видимо, дело в проценте безграмотности в американском обществе и в том, что мне не попадалось ни одного современного произведения, где бы профессия американского учителя позиционировалась уважаемой, а обучение в школе - чем-то фундаментальным и показательно важным, зато тот же американский кинопрокат пестрящий лентами об отбросах-школьниках и оплеванных учебных комнатах формирует не лучшее представление. Возможно, это всего лишь издержки массового кино, но все же...
Возможно, вы знакомы с американским образованием больше и поделитесь своим впечатлением?

URL
2010-01-10 в 02:41 

у богини победы нет головы
даймё
Говоря о патриотизме, я не имела в виду СССР и его позицию по этому поводу. Давайте отвлеченно и без примеров - патриотизм умеренный хорош и правилен для страны. Когда люди любят свою родину, но и уважают чужие страны, признавая, что там не хуже - по-другому, и все. Я лично понимаю, что на родине много проблем, о которых я даже понятия не имею - но прекрасно знаю, что никуда отсюда не уеду, не смогу строить жизнь, семью и карьеру в другом месте. Потому что другое, не свое. А свое - здесь.
Радикальный патриотизм неприятен и мешает общаться с людьми. Терпеть не могу, когда смотрят снисходительно, мол, настоящей жизни вы не знаете.

По поводу школьного образования - какое-то время я недолго переписывалась с девушкой-американкой на эту тему. В основном она касалась языков, но об общем образовании я тоже спрашивала. Как у вас с английским? Могу вытащить выдержки оттуда, перевод будет с искажениями, поскольку я тоже плохо знакома с темой.
ЗЫ Государственные школы у нас тоже - уж какая попадется. Я видела и плохие, и хорошие, как небо и земля.

Лично я остерегаюсь судить о чем-либо, если у меня нет личного опыта. Как показывает практика, даже с близкими людьми мы частенько расходимся во мнениях, а большинство в таких случаях обычно думает неправильно. Равняют самураев с рыцарями, а гейш - с проститутками.
А впечатления по мелочам напишу чуть позже, вот соберусь с мыслями...

2010-01-10 в 03:40 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, первый раз слышу, чтобы в характеристике патриотизма было "смотреть снисходительно". Когда люди так себя ведут, возможно, дело не в патриотизме, а в недостаточном образовании и низком уровне развития, не позволяющем оценить достоинства другой страны? Когда европейцы только прибыли в Японию, не разбираясь в их культуре они называли японцев варварами, хотя еще большой вопрос, кто на тот период являлся варварами...

Спасибо, с интересом почитаю выдержки, ежели вы сможете их выложить. :)

Можно не знать детали, равнять самураев с рыцарями, а гейш с проститутками, тем не менее знать, что в такой-то стране частью национальной культуры являются некие самураи и некие гейши. Это общеизвестные сведения о культуре той или иной страны. Но речь сейчас идет об описании американской культуры. Мы уже ни один пост обсуждаем эту культуру, но вместо ее описания всплыли японские самураи. Об этом я и говорю, когда пишу, что по сути культуры как таковой у американцев нет. Она вроде бы и есть и должна быть, но если попытаться выделить какую-то национальную особенность, привести пример американской культуры, возникает пауза, ибо всем известные фаст-фуды, независимость и день Благодарения назвать полноценной культурой язык не поворачивается.

В лесах моей страны живут лешие, в реках - русалки, в домах - домовые. А ведь это часть культуры и духовности нации. А что своего собственного есть в лесах американцев?

Вы привели в пример 70-летнюю культуру СССР по сравнению с 300-летней Америкой. Но у русских до СССР была тысячелетняя история на протяжении которой формировалась самобытная культура, и с появлением Союза она никуда не делась. Да, триста лет - это не мало, но, видимо, не достаточно, чтобы практически с нуля, не имея корней или не будучи в изоляции, сформировать богатую культуру и духовность нации с какими-то яркими отличительными национальными чертами.

URL
2010-01-10 в 06:46 

у богини победы нет головы
даймё
Сложно выделить фундаментальные отличия. Поэтому будет фрагментарно.

Во-первых, крайний индивидуализм. Заметила забавную особенность: в книгах американских авторов редко встречаются упоминания семьи. У нас даже книга о карьерном росте приводила бы опыт родственников и знакомых, в американских - я, я, я. Моя практика, мой случай. Не знаю, как дело обстоит в этом плане в европейской традиции...
Пресловутая "американская мечта". Воплощение того самого индивидуализма - все сам, все с нуля. Из грязи - в князи.
И при этом воспитание и идеология "страны больших возможностей" подразумевает всем дать шанс. Сестра, работающая в международной компании рассказывала разницу - обсуждение у американских менеджеров ведется именно в таком духе. Если у нас принято, если не можешь добавить ничего конструктивного - молчи, не трать время. У американцев - даже если ты со всем согласен и не можешь сказать ничего нового, все равно высказывайся: поделись опытом, поддержи/одобри, говори. Чтобы каждого было слышно, мнение каждого учитывалось.
Кстати, индивидуализмом скорее всего объясняется крайняя неоднородность общества. Или это следствие неоднородности. Множество народностей, вер.

Во-вторых, политкорректность. Местами доведена до абсурда из желания защитить всех и вся. В результате, как говорил один наш препод: "Больше всех прав - у беременной многодетной черной лесбиянки без ноги или руки. Такую не могут не принять на работу или еще как-то 'ущемить' - в суд подаст сразу."

В-третьих, культура потребительства. Отражается даже в речевых оборотах - "купить" вместо "мне нравится" или "верить".

В-четвертых, свобода личности. В такой мешанине рас, вероисповеданий, ценностей - неудивительно, что всем приходится терпеть всех. Надо бы привязать это к политкорректности, но мне уже лень.
Но в сознании нет некоторых ограничителей, которые ставит культура. И пожилая женщина может показать фак подростку на улице, а два господина за 60 - решить, что они геи, и пожениться. (Один из этих господ, кстати, работает в музее Метрополитан - очень приличный человек).

Пока все, утром, может, еще чего сформулирую.

2010-01-10 в 06:55 

у богини победы нет головы
О школьном образовании, в хронологическом порядке переписки:

читать дальше

2010-01-10 в 19:14 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, все что вы перечислили, это скорее менталитет нации. Конечно, менталитет - это часть культуры, но все же, культура не только это.
Относительно первого - индивидуальности - к сожалению, помимо положительных моментов, зацикливание на собственном "я" приводит и к отрицательным, когда человеком превозносится только своя личность, свой опыт и непосредственно свои знания, чужие оказываются или ненужными или неинтересными. Тогда как в той же Японии учителя, родители, старшие и вообще те, кто передает информацию и могут восприниматься "учителями" - одни из наиболее уважаемых людей, у американцев являются невостребованными, а потому неуважаемы и неценимы. В большинстве стран старшее поколение: родители, бабушки\дедушки позиционируются как кладезь родовой мудрости и основной хранитель национальной духовности, опыта и знаний, чем старше человек, тем больше его уважают, в американской же культуре наоборот, возникает впечатление, что пожилые - это всего лишь обуза с болезнью Альцгеймера, в итоге оказывается, что многие американские пенсионеры заканчивают жизнь не в кругу детей, а отданными в дома престарелых. Опыт и достижения прошлого поколения обесценивается по сравнению с собственными и установка "мне не нужна помощь родителей, я всего достигну своими силами" переходит в подсознательное "мои родители мне не нужны". О каком уважении или почтении к старшему поколению при этом может идти речь? Американцы, это нация, где материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому в американской нации ценится только сильный молодой индивид, который может принести материальную выгоду, пожилые люди - это уже никому не нужный отработанный товар. Да, есть социальные программы, направленные на поддержку пожилых, но ни о каком преобладании уважения старости речь не идет.
Что же касается свободы личности, то, как мной уже говорилось, она вылилась скорее в свободу личности от культуры. Обилие законов и порой дикие иски в суды объясняются исключительно отсутствием культуры и установленных ее внутренних рамок и табу. То, что в других странах человек не сделает, потому что ему не позволит воспитание, американцы вынуждены прописывать в законах, потому что самостоятельно человек себя не ограничит. Общество построено таким образом, что присущее большинству странам понятие "общепринятое поведение" не базирующееся на записанных законах у американцев отсутствует или сведено к минимуму. Все что не запрещено написанными правилами, за что не могут наказать по написанному закону, то разрешено, понятий "нельзя, потому что неэтично" или нет, или они опять же сведены к минимуму.
Та же политкорректность обусловлена не этичностью, а скорее возможностью "пострадавшего" подать в суд и получить материальную выгоду от этого. Опять же, внутренних рамок у граждан нет, поэтому желание получить выгоду за "ущемление" каких-то своих прав и свобод доходит порой до полной абсурдности, как и стремление подстраховаться от чужого иска.
Относительно потребительства. Парадокс, но при наличии культуры потребления это нация где производители товаров пользуются меньшим уважением, среди других сфер деятельности. В США наиболее выражено преобладание перепродажи товаров над их производством. На вершине экономики стоит не сам производитель, а тот, кто этот товар продает и перепродает, соответственно, центральным является не производство товара, а торговые манипуляции с ним, по сути, паразитирование за счет производителей.
Это нация, которая делает, производит и создает не то, что лучше или может принести большую пользу окружающим, а то, что принесет большую личную материальную прибыль, а это далеко не всегда равноценно. Ежели в центре краеугольного камня культур многих стран стоит литература, искусство, религиозные и философские системы, то американская "культура" крайне бедна духовными ценностями, без которых непривычно общепринятое понятие культуры страны.

Спасибо за материал про школу, интересно.
Не совсем понятно из контекста, что подразумевается под некими "курсами АР", которые преподают в средней школе и которые можно выбирать на свое усмотрение. Эти курсы - это аналог наших основных предметов? Тобишь в американской школе в рамках общеобразовательной программы дети могут не выбрать биологию или физику или ту же историю и вообще никогда не изучать ее, даже вскользь? Какие тогда предметы являются общеобязательными, которые изучает каждый школьник в стране?
Или под "курсами" понимаются дополнительные занятия по этим предметам, помимо этих же предметов в основном цикле?

URL
2010-01-11 в 03:20 

у богини победы нет головы
Короче, все сложно. Есть как отрицательные, так и положительные моменты.
Кстати, упоминая про огромное расслоение - именно отсутствие общих для всех рамок и ценностей приводит к тому, что в обществе одновременно существуют как "отбросы", так и блестящие интеллектуалы. С одной стороны - интереснейшие исследования, артхаусные ленты, книги и еще много чего замечательного. С другой - китч, жвачка для мозгов и иконизация секса. На что смотреть, что принимать за норму? Среднюю температуру по больнице.
Кстати, вы знакомы с последними фильмами братьев Коэнов? Там - именно она, судя по отзывам. Лично я видела только "После прочтения сжечь", и впечатление было двойственное. Вроде и комедия, но ощущения, как от пьес Чехова - безнадежность. Но это личное восприятие.

Насчет школ.
Специально не уточняла, но поняла так: основы естественных наук скидывают в мини-курс ('science', вроде), а дальше уже кто заинтересовался - на факультатив. Или как это обозвать по-русски...
Как мне это объяснили, существуют общие курсы - обязательные для всех - и факультативные. Таким образом, каждый старший школьник определяет количество и направленность своих предметов сам, за вычетом "базы". Читали "Гарри Поттера"? Вот там на старших курсах было примерно то же. Есть совсем факультативы, а есть "продвинутые" курсы того, чему учили раньше.
В принципе, мне нравится идея, но категорически не устраивает ее исполнение. Как можно ставить историю и географию дополнительными? Это вне моего понимания.
ЗЫ А еще мне нравится японская практика перемешивать состав классов каждый год. Очень здорово, по-моему.

2010-01-12 в 21:54 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, видимо.

Вообще пугает вариант, когда 90% из перечисленных предметов позиционируются как не общеобязательные. Если дети в школе не учат, а значит, не знают математику, историю, биологию, физику, литературу, какие же предметы они учат обязательно, только родной язык? По нашим меркам, это неучи.
С другой стороны, обществу не нужны одни образованные, кто-то ведь должен работать грузчиками или уборщиками, а для этого больших знаний не надо. Опять же, необразованной толпой легче управлять.

В принципе, этим же можно объяснить ярлык "нация потребления". Малообразованный человек мало когда заинтересуется самостоятельным созданием чего-то, а вот физиологические потребности ему не чужды, поэтому он будет есть, спать, заниматься сексом и потреблять результаты чужого труда, причем вряд ли это будут книги, а вот чем-то не сильно "интеллектуальным": игрушкой, одеждой или просмотром яркого и не сильно "заумного" фильма он заинтересуется со значительно большей вероятностью. На удовлетворении этих низших потребностей и направлена американская "культура".

Хотя сдвиг наблюдается, вон, в фильме «Аватар» активно пропагандируют духовные ценности, в противовес материальным. Хотя несколько странным образом...

ЗЫ А еще мне нравится японская практика перемешивать состав классов каждый год. Очень здорово, по-моему.
Да? Разве это общая практика всех школ?

URL
2010-01-12 в 22:20 

у богини победы нет головы
даймё
Нет-нет, я неправильно объяснила, видимо. Базовый курс для всех обязателен: то есть родной язык, математика, science (основы всяких естественных наук), литература (наверное, но не уверена), еще что-нибудь - больше ничего уже не вспоминается. Плюс дополнительные предметы. А когда базовый курс пройден, каждый уже решает для себя - надо будущему филологу знать логарифмы или обойдется, т.е. продолжать предмет или нет.

Как я поняла, это общенациональная практика - перемешивать классы каждый учебный год, дабы ученики одного потока все друг друга знали. По крайней мере, пока я не встречала подтверждений обратного.

2010-01-13 в 01:57 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, понятно. :)

URL
2010-01-13 в 03:07 

у богини победы нет головы
даймё
Вот, уточнила обязательный курс для старшей школы - официальный источник:

"Science (usually two years minimum, normally biology, chemistry and physics)
Mathematics (usually two years minimum, normally including algebra, geometry, algebra II, and/or precalculus/trigonometry)
English (usually four years minimum, including literature, humanities, etc)
Social Science (usually three years minimum, including various history, government/economics courses)
Physical education (at least one year)

Many states require a "health" course in which students learn about anatomy, nutrition, first aid, sexuality, and birth control. Anti-drug use programs are also usually part of health courses. In many cases, however, options are provided for students to "test out" or complete independent study to meet this requirement. Foreign language and some form of art education are also a mandatory part of the curriculum in some schools."

Любопытный последний абзац такой. Ликбез по сексу и контроль за рождаемостью - никогда не слышала у нас ни о чем подобном...

2010-01-13 в 19:32 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, Ликбез по сексу и контроль за рождаемостью - никогда не слышала у нас ни о чем подобном...
Как я понимаю, это не отдельным курсом, а видимо темой в составе некоего медицинского курса а ля "здоровье", у нас тоже есть нечто подобное, название урока не помню, но помню, как друг друга бинтовали на нем, и подцикл там был "основы полового воспитания". :-D И, видимо, не "контроль за рождаемостью" (такое название действительно звучит нелепо), а подразумевается рассказ о контрацепции. Только о том, что в рамках курса биологии есть тема о кишечнополостных, они не уточняют, а то, что в рамках курса основ медицины входит тема о сексе и противозачаточных, уточняют, видимо, это для них крайне животрепещущий вопрос. Или для зарубежных читателей расстарались пояснить, что в этот курс "о здоровье" входит. :-D

URL
2010-01-13 в 19:54 

у богини победы нет головы
даймё
Вот да, у нас на биологии тоже был один урок на эту тему - менструальный цикл, безопасные дни и все такое. Вряд ли кто-то что-то запомнил, правда... Но все же, это был один урок, а не тема подцикла.

А еще интересуют "гуманитарные" предметы, входящие в курс английского... Предположения?

2010-01-13 в 20:24 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky, Но все же, это был один урок, а не тема подцикла
А кто сказал, что этот подцикл длится больше одного урока? :-D

А еще интересуют "гуманитарные" предметы, входящие в курс английского... Предположения?
История языка, орфография, грамматика, деловой английский, разговорный английский, языковедение, документоведение... фантазировать можно долго и все те темы уроков, которые у нас позиционируются именно как темы уроков, назвать "курсами" или "подкурсами", не важно, что продолжительность этого курса один-два урока...

URL
2010-01-13 в 20:38 

у богини победы нет головы
даймё
А кто сказал, что этот подцикл длится больше одного урока?
Тоже возможно)) Кстати, встречался мне часто такой сюжет у фанфиков - мол, этот самый health care, школьников делят на пары для заботы о "ребенке". В роли ребенка, разумеется, игрушка со встроенным набором реакций.
Сначала у меня были квадратные глаза, потом встретила сюжен еще раз десять - решила, видимо, такое тоже бывает. Ах да, фанфики были англоязычные.

Ну, вряд ли разговорный английский преподают в школе, чего ему учить, если он вокруг. Литературному - наверняка, грамматика и орфография нужны очень, судя по тому, что я вижу на англоязычных форумах. Кстати, о пунктуации в английском - удивительно, но она существует! Формально, с конкретными правилами. А то у нас ее как-то обходят стороной, такое впечатление, будто ее не существует в природе))

2010-01-13 в 20:51 

даймё
Жизнь − всего лишь сон бабочки.
gloomy sky
Ну, вряд ли разговорный английский преподают в школе, чего ему учить, если он вокруг.
Например, говорить правильно: правильно ставить ударения, правильно строить фразы... А то придется как у нас, вписывать в словари "йогУрт", потому что большинство (интересно на это большинство посмотреть) так говорит. :gigi:

Кстати, о пунктуации в английском - удивительно, но она существует! Формально, с конкретными правилами. А то у нас ее как-то обходят стороной, такое впечатление, будто ее не существует в природе))
А действительно, не помню, чтобы у нас учили пунктуацию в английском. :lol:

школьников делят на пары для заботы о "ребенке". В роли ребенка, разумеется, игрушка со встроенным набором реакций.
Тамагочи? :lol:

URL
2010-01-13 в 20:59 

у богини победы нет головы
даймё
А то придется как у нас, вписывать в словари "йогУрт", потому что большинство (интересно на это большинство посмотреть) так говорит.
С йогуртом ситуация как раз оборотная - это формально правильное ударение, но никто так не говорит, потому что в русском языке на "ё" всегда ставится ударение!.. А вот "дОговор" и "брАчащиеся" меня поразили в самое сердце. И "каратЭ".

А действительно, не помню, чтобы у нас учили пунктуацию в английском.
Не учили! А я вечно мучалась, ставить тут запятую, как в русском, или не надо...

Тамагочи?
Что-то типа. Такая игрушка-карапуз, в девяностых по телекаталогам такие рекламировали, мол, можно кормить молоком, укладывать спать и менять пеленки. А кукла плакала или гулила.

   

KIZOKU NO KAOKU

главная