Макияж
Макияж гэйш и майко называется осирой (от японского сирой - белый).
Гейша сама наносит макияж. Как часть инициации ученицы, майко, в Киото ее «старшая сестра» первый раз помогает ей наносить макияж. После этого она сама решает, какое количество розового надо добавить, чтобы оживить мертвенно-белое лицо и решает сама, насколько большую площадь губ покрыть бени – ярко-красной краской для губ, которую производят из сафлоры. Все эти детали отражают ее индивидуальный стиль.
Тысячу лет назад, еще в эпоху Хэйан, из Китая в Японию пришла необычная мода пользоваться белилами, делавшими лицо похожим на фарфоровую маску. С течением веков состав белил менялся, становился более безопасным для кожи, но и поныне это удовольствие не из дешевых. Мало того, что сама процедура трудоемка, так еще и включает весьма экзотические и исключительно дорогие виды кремов − например, на основе соловьиного помёта. Правда, сейчас есть и вполне доступные белила, однако, как и тысячу лет назад, смываются они не так просто, как хотелось бы.
Эти составом покрывалось не только лицо, но и руки, шея и часть спины, не скрываемой задним отворотом кимоно.
Процесс нанесения макияжа гейши
Процесс нанесения макияжа гейши довольно сложен.
Сперва она наносила базовый слой, к примеру из масла камелии, затем — полумаску из нижней грунтовки. Токийские гейши накладывали белое на розовое; гейши из Киото начинали с белого, а розовый добавляли позже. Маска быстро твердела, поэтому требовалось проворство рук. Свежей, плоской кистью все растиралось так, чтобы выглядело, как слоновая кость, и нигде не проглядывала настоящая кожа.
1. Первый шаг – взять немного похожей на воск субстанции, называющейся Бинтцуке абура и разогреть между ладонями, втереть бинтцуке абура в лицо, шею и верхнюю часть спины. Это липкая основа, на которой лучше держится белая краска. Основная составляющая бинтцуке абура – ягоды Toxicodendron succedaneum. Древесный воск использовался в косметике и парикмахерском искусстве Японии тысячелетиями. Чтобы сделать его мягче его смешивают с небольшим количеством кунжутного или арахисового масла, последний ингредиент – отдушка (традиционно - алое или гвоздика).
2. Потом гейша разбавляет белую тональную основу, называющуюся нери-оширои водой до требуемой ей консистенции (более плотную для традиционного макияжа, более тонкую для менее формального и более «натурального» вида).
3. Затем, используя плоскую широкую кисть, быстрыми мазками наносит белила на кожу. Сейчас белила больше похожи на актерский грим, вроде того, чем пользуются клоуны, но раньше в ее ингредиенты входили свинец, ртуть и цинк.
4. Затем гейша наносит рисовую пудру – она использует спонж или пуховку чтобы подсушить белила и затем наносит последний слой оширои – пудры.
4.1 Не обходилось и без женских штучек, вызывающе дерзких и соблазнительных.
Майко на задней части шеи оставляют две полоски чистой кожи без белил, повторяющие линии роста волос (три для официальных случаев). Что символически повторяло естество женского лона и считалось очень эротичным. Они прикладывают к шее шаблон, когда наносят оширои, чтобы полоски получились ровными.
Полная прическа гейши это низко перехваченная петля волос на затылке, которая скрывает нижнюю часть шеи. Поэтому в некотором смысле туалет гейши проще, чем у майко.
Уголки глаз подводят линией красного бени - жидкая красная помада, которая используется не только для губ. Изначально такая линия была призвана отвести неудачу и отогнать несчастье от ее обладателя и привлечь удачу. Поверх проводилась новая линия черной сажей.
В отличие от традиций Запада, гейши никогда не красили ресниц. Эта традиция сохраняется и поныне. Однако глаза подводили тушью: это придавало выразительность взгляду, подчеркивало интеллигентность и искусность. Когда женщина-цветок грациозными шажками входила, если не сказать − вплывала в комнату, она не строила глазки, а всегда держала их опущенными. Своего рода парадокс, но ее приход никогда не оставался незамеченным ни со стороны мужчин, ни тем более − со стороны женщин. Хотя, конечно, не гейши первыми додумались подводить глаза тушью. Необъяснимая слабость мужчин к чарам подрисованных глаз была известна женщинам с глубокой древности и, например, другой символ женской неотразимости − царица Клеопатра известна нам именно с такими, контрастно подведенными глазами.
На щеки наносились довольно яркие румяна (обязательно с учетом цвета кимоно).
Брови были одной из отличительных особенностей облика гейши. Правда, в этом отношении не было единодушия: выпускницы некоторых школ осветляли брови, некоторые выщипывали. Выщипывание бровей и рисование их выше естественного положения на лице придавало им особую одухотворенность. Форма бровей была настолько важна, что в случае ошибки, приходилось смывать с лица весь макияж и всё начинать сначала.
Брови и ресницы очищались влажным полотенцем перед тем, как их окрашивать. С помощью хлопчатой пуховки наносилось некоторое количество белой пудры, которая покрывала все. Затем шел черед небольшого рисования с помощью черного карандаша: создавалась иллюзия наличия коротких бачков.
Брови сначала красят слоем красной краски, затем вычерчивают угольно-черным карандашом, так чтобы проступала лишь ниточка красного цвета.Конечно, сейчас гейши используют жидкую подводку, щипцы для ресниц и тушь.
Со временем красного цвета на лицо наносят все меньше, пока красный не останется только на губах (у гэйко), так как красный означает детство.
На безжалостно «загрунтованных» белилами губах ярко-красной помадой рисовался небольшой «бантик». Много веков назад помада изготовлялась из шафрана, цветочных лепестков и растительных масел. Однако уже тогда помада обладала блеском − для этого в нее добавлялась карамель. И потому расхожая метафора из других культур − сладкие губы − в Японии вовсе не была метафорой: из-за карамели губы действительно были сладкими. Соответственно, поэтические сравнения губ гейши с лепестками цветов и спелыми ягодами были не такими уж и метафорами.
В окраске губ разница наиболее очевидна: маленькой кисточкой майко-новичок красит только свою нижнюю губу, оставляя верхнюю не накрашеной под слоем белил. Через год она красит уже обе губы. Традиционный вид предполагает маленькие красные губы, которые рисуются меньшего размера, чем настоящие, однако теперь наблюдается тенденция к тому, чтобы раскрашивать все большую площадь губ, дабы отвечать требованиям западных идей о полногубой красоте.
А вот другая древняя традиция − выкрашивать зубы в черный цвет – не сохранилась. Хотя когда-то это почиталось за особый шик. В общем и целом, традиционный макияж был достаточно дерзким и заметным даже на расстоянии.
Чем опытнее была гейша, тем более скромным был ее макияж, и тем проще и естественнее было ее кимоно: обычно более спокойных тонов. Однако «естественнее и проще» вовсе не означает заурядность или тем более безвкусность. Как раз наоборот: такие кимоно были неяркими и неброскими, но потрясающе красивы по композиции вышитых серебром или золотом узоров и безупречны по сочетанию основных цветов. Безупречно изысканный стиль таких кимоно и сегодня вызывает неподдельное восхищение даже у самых прославленных европейских кутюрье.