Прически
Замысловатые прически гейш заслуживают отдельного упоминания. Начать с того, что в соответствии с многовековыми традициями, они отращивали волосы максимально возможной длины. В прошлые века им требовалось такое количество воды, что в публичных банях с них взимали дополнительную плату. Роскошные волосы создавали много проблем, но зато позволяли сооружать невероятно сложные и изысканные прически, которые подчеркивали чувственность и утонченность их обладательниц.
Волосы, из-за этого майко вынуждены спать на маленькой деревянной «подушке» поддерживающей только шею. Старшие гейши могут позволить себе разные прически, но с 50х годов для полного облачения гейши всегда надевают парик.
Естественно, что такие прически сделать самостоятельно было нельзя. Для таких целей были специализированные парикмахерские, где волосы «лакировали», в соответствии с одним из шести стилей покрывали пчелиным воском, гладили, пропитывают маслом и доводили до нужной кондиции с помощью отваров и других компонентов, которые придавали не только специфический блеск, но и изысканный аромат. «Удовольствие» было хлопотным, дорогим и долгим, и потому сами гейши были вынуждены потом спать на жестком валике, чтобы не повредить во сне совершенное произведение искусства.
Несмотря на всё разнообразие таких причесок, был и признак, который указывал на квалификацию самой гейши: чем больше в прическе было декоративных деревянных шпилек, костяных гребней, заколок, подвесок и прочих украшений, тем дороже стоили ее услуги.
Любой японец может определить по прическе, кто скрывается за «фарфоровым» личиком: гейша или ее ученица − майко. Некоторые особенности причесок недвусмысленно указывают именно на этот аспект. На то же указывают и особенности накрашенных губ.
Виды причесок
Виды причесок
Для дебюта минараи делают особую причёску «мисэдаси варэсинобу», которую от простой «варэсинобу» отличают два оги (алюминиевые широкие булавки, к которым прикреплены полоски металла) и украшения «тирикан» в виде лент сзади.
Варэсинобу — причёска молодых майко на первые три года обучения. Украшений больше, чем на варэсинобу, бывает только на праздничных причёсках. Задняя часть причёски носит название 桃割 «момоварэ», что значит «разломленный персик» и представляет собой намёк на то, что находится у девушек между ножек. Некоторые японцы до сих пор находят момоварэ несколько вызывающими. Собранные в круглый валик волосы посередине разделяет «каноко» — красная лента. Сверху в него вкалывается круглая булавка из черепахового панциря.
В старые времена смена причёски на офуку происходила после мидзуагэ, потери девственности, примерно в 13-15 лет. Так как перемена в причёске была довольно значительна, для майко офуку казалась очень стыдной, ведь теперь все узнают, что с ней произошло! В наше время мидзуагэ не проводится, а перемена происходит в восемнадцатилетие майко или через три года после начала обучения.
Спереди офуку очень похожа на варэсинобу, хотя их отличает красная лента каноко, делящая момоварэ пополам, но отсутствующая у офуку. Сзади же теперь находится 縮緬てがらみ «тиримэн тэгарами», треугольная лента, которая просто прикалывается булавками, в отличие от ленты, вплетаемой в причёску варэсинобу. Майко носит эту причёску до тех пор, пока до эри-каэ не останется две-четыре недели. Тогда она будет носить причёску саккоо.
В двадцать один год, или ранее, если окаасан чувствует, что майко достаточно опытна, для майко начинаются приготовления к церемонии смены воротника, эри-каэ. Этот день станет днём её дебюта как полноправной гейши. За месяц или за две недели до этого её волосы укладываются в причёску саккоо. Её легко узнать по хвостику, свисающему сзади причёски; кончик этого хвостика окаасан срезает в первую ночь дебюта.
Ещё одна причёска для старших майко называется «кацуяма», её носят на гион-мацури. Кацуяма — это тайю, придумавшая эту причёску. С кацуяма надевают особые украшения — розовые и серебряные канзаси «бонтэн». Меняется и расположение каноко — она теперь оплетает верх причёски.
Якко-симада — причёска старших майко на Новый год, Сэцубун и на первое авуста, Хассаку, «день спасибо». Сзади выступающую часть причёски оплетают бусы из красных и зелёных бусин и широкая лента сибори 絞. Сэцубун (節分 сэцубун) — праздник начала весны, 3 февраля. Хассаку (八朔
— праздник уважения. Проводится в первый день восьмого лунного месяца. Майко и гейко благодарят всех в своём о-тяя, владельцев окия и так далее.
Стандартная причёска гейши — така-симада たかしまだ. Спереди она похожа на причёски майко, а на затылке волосы собирают в толстый хвост, сгибают и поднимают его над причёской.
На праздники така-симада немного изменяется и называется цубуси-симада. «Хвост» така-симада перетягивают пополам золотым шнуром так, что он из четвертушки кольца становится похож на изогнутый лук или фигурную скобку без острого угла в центре.
Гейши в возрасте вообще не носят особых причёсок, а собирают волосы в «ракушку».Не обходилось и без дерзостей, если не сказать провокаций: щелочка красного шелка, используемого в «недрах» сложных причесок и просматривающаяся с затылка из-под темных волос, бесстыдно напоминала женское естество и как магнитом притягивала к себе вожделенные мужские взгляды. Парадокс, но это так: в понимании самих японцев затылок у гейш был не просто затылком, но именно весьма эротичной, манящей и обещающей райское наслаждение частью женского тела.
В качестве завершения
Но всё это всего лишь обязательные элементы стиля гейш − и именно этому учат в их школах.
Однако если кто-то полагает, что самое трудное и самое важно для гейш научиться петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах, легко и остроумно поддерживать беседу, грациозно разливать чай или носить кимоно, то это не так. Главная задача ханамати − излучать радость, светиться счастьем и быть мечтой даже для самого высокопоставленного японца. Это очень трудно и удается даже не всем женщинам, прошедших через муки многолетнего обучения и долгую стажировку под присмотром состоявшихся опытных гейш. «Высший пилотаж» дается только тем, кто в полной мере научится владеть и управлять энергией собственной женственности, быть одновременно бескомпромиссной и уравновешенной, сдержанной и смелой, владеть искусством флирта со сдержанным эротизмом, не переходящим границ умеренности − своего рода очарование без распутства, а также обладать благородством и великодушием, быть утонченной натурой. Сами гейши поясняют: «идеальная красота должна быть сдержана, но совершенна, она должна осознавать себя и при этом обладать скромностью».
При этом надо помнить, что их основная задача не в соблазнении, а в создании для мужчин особенной атмосферы женской красоты и непередаваемого словами обаяния, которая притягательна не только внешне, но и внутренне. И если сердце одних мужчин удавалось растопить беседами или национальными танцами, то из других за целый вечер не удавалось вытянуть ни слова. «Проще добиться ответа от зажаренного осьминога, лежащего в его тарелке, чем от него самого», − говорили в таких случаях опытные гейши, однако не прекращали попыток угодить привередливому клиенту.
В качестве более понятного примера можно привести такой: истинные гейши могут взглядом остановить любого (!) мужчину. При этом эффект настолько неожидан и силен, что пораженный в самое сердце японец может налететь на столб, прохожих или, например, свалиться с велосипеда.