Жизнь − всего лишь сон бабочки.
Японская правящая династия не знает перерывов приблизительно с VI века и считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире. Случай этот сам по себе уникален для мировой истории. Почему же так случилось? По многим причинам. Одна из них заключается в том, что до так называемого периода обновления, начавшегося с 1868 года (период Мэйдзи), не был жестко определен порядок престолонаследия. То есть престол мог переходить практически к любому родственнику, принадлежавшему к этому императорскому роду. Таким образом, достаточно легко и эффективно решалась проблема бесплодия, которая оказывала решающее влияние на положение многих здравствующих домов. По крайней мере так бывало очень часто. Так случилось, например, в России (у Федора Иоанновича не было потомства, что привело к кризису сначала династического порядка, а затем - к кризису внутри страны). читать дальше
Поскольку круг потенциальных брачных партнеров в семье императора (в Японии его называют тэнно) был все-таки достаточно ограничен, с проблемой бесплодия боролись и другим способом: для аристократических кругов было принято многоженство. Еще император Мэйдзи (вступил на престол в 1868 году) имел маленький гарем. Начиная со следующего императора Тэйсё эта практика была упразднена. Ныне же престол переходит только к прямым потомкам по мужской линии. Однако сейчас возникла проблема. Прямого престолонаследника нет, и уже раздаются голоса о том, что положение о наследовании нужно пересмотреть. Если его пересмотрят, то это будет вполне в традиционном духе, потому что, во-первых, традиционно любой член правящего дома мог взойти на престол и, во-вторых, в древности зафиксированы случаи, когда это делала и женщина тоже.
В отличии от многих государств японский император никогда не обладал функцией военного вождя. Он не был ответственен за военные дела. Это связано с тем, что он считался первым жрецом японской религии синто и с географическим положением. Япония практически не знала вторжения иноземцев, за малыми исключениями. Таким образом, императору просто незачем было брать на себя функцию военного лидера. В то же самое время роль тэнно была достаточно велика в религиозных делах.
При восхождении на престол императора России (в допетровские времена), митрополит московский, а позднее - патриарх всея Руси должен был совершить помазание. Никакой тайны из этой церемонии никогда не делалось. В Японии же основная церемония восхождения на престол совершается самим будущим императором в одиночестве и ночью. Происходит это в небольшом павильоне, где совершается некий обряд, содержание которого неизвестно… Известно его назначение. Когда будущий император ночью находится в этом закрытом помещении, осуществляется контакт между ним и синтоистскими божествами. Когда происходила церемония посвящения последнего на сегодняшний день императора Акихито, представители средств массовой информации и простая публика очень надеялись, что будет приоткрыто довольно много, что люди смогут увидеть, как проводятся многие ритуалы. Но этого не произошло. По-прежнему многое скрыто от посторонних глаз.
Японский император имеет право восхождения на престол, поскольку является прямым потомком не просто предыдущего правителя, но богини Солнца Аматэрасу, а японская империя находится под покровительством синтоистских божеств. Родство по крови - единственное условие.
Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. и берет начало рода от богини Аматэрасу Омиками, которая даровала своему внуку Ниниги-но Микото императорские регалии - бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». А тот, передал регалии своему внуку Дзимму, который стал первым человеком — правителем Японии. (По утверждению исторических хроник страны — «КОДЗИКИ» (712 г.) и «НИХОНГИ» (720 г.),)
Конечно, в этих книгах содержится немало мифов и легенд, поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода ЯМАТО распространилась на территорию от острова КЮСЮ на юге до долин КАНТО на севере.
С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул ТЭННО (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император ТЭММУ, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название НИППОН, включающее иероглиф «солнце».
Что касается России, то здесь играет роль не только факт родства с предыдущим правителем, но такое туманное понятие, как богоизбранность, которое можно толковать, как вы понимаете, совершенно по-разному.
Для японской системы правления на всем ее протяжении, включая сегодняшний день, характерна двойная структура. Есть религиозно-духовный центр, которым является император, и распорядительный центр. На месте этого распорядительного центра, если мы посмотрим на историю в ретроспективе, могут выступать разные люди и институты. В древности - это представители некоторых аристократических родов. Вначале это был род Сога, затем - род Фудзивара. Потом это были сёгуны, военные правители. Они обладали огромными распорядительными полномочиями, намного большими, чем полномочия самого тэнно, но, тем не менее, без указа тэнно они должность сёгуна получить не могли. Потом это место занимает правительство и парламент, что мы наблюдаем до сегодняшнего дня. Согласно современной японской конституции, император, тэнно, является символом японского народа, японской нации. Фактически это роль, которую он играл очень долго, около полутора тысяч лет.
Тэнно воспринимается как носитель духовности, харизмы и как некий культурный герой, чего в России (во всяком случае, в допетровское время) не было. Именно тэнно является покровителем всяческих искусств, поэзии, письменности и так далее. Поэтому вполне нормально, когда японский император сочиняет стихи и при этом довольно трудно себе представить, что какой-нибудь Иван Грозный или Федор Иоаннович сочиняют что-нибудь подобное. Именно поэтому японский тэнно был ответственен за образование. Это оказывало свое влияние, и потому статус грамотности японцев всегда был достаточно высок.
Япония - единственная страна в мире, сохраняющая и по сей день счет времени по правлениям или по так называемым девизам правления. Все выходящие в государственных учреждениях документы датированы не европейским летоисчислением, не годом рождения Христа, а по году правления того или иного императора. Идея девизов правления пришла из Китая, получила распространение в Японии, но нигде, кроме Японии, не сохранилась. Девиз правления - это, говоря современным языком, слоган. Это некое ритуальное благопожелание или некое программное пожелание, касающееся правления. Туда входят разные приятные иероглифы ("радость", "бесконечность", "сострадание", "человеколюбие" и т.д.) Перевод нынешнего девиза - "становление мира".
Идея преемственности, в частности преемственности времени, в японской культуре чрезвычайно сильна. Это одна из главных идей, на которых японская культура зиждется. Поскольку мы говорим о власти, скажу следующее: хотя японцы очень много переняли у Китая, тем не менее, они не восприняли идею Мандата Неба, а идея эта в китайской политической философии главнейшая. Что это означает? Данная династия занимает трон потому, что ей был дан Мандат Неба. Небо, безличная субстанция, которая может быть сравнена и с христианским представлением, хотя там есть и разница, дает предполагаемому правителю свой Мандат, однако может и отнять его. И не просто может, но, когда приходит время, неизбежно его отнимает. Потому что в идею Мандата Неба вложена идея постепенной растраты и утраты энергетики. Первый представитель новой династии в полной мере такой энергетикой обладает, а потом, с приходом к власти преемников династии, она постепенно истощается. Поделать с этим ничего нельзя. Можно только стараться растрачивать меньше этой энергии, чтобы ее по возможности дольше сохранять. Тем не менее, конец неизбежен. Японцы эту идею не восприняли, поскольку довольно быстро поняли, что это ведет к политической нестабильности, что строго определить, что такое Мандат Неба, кому он дается, а кому не дается, довольно трудно. Поэтому в Китае была всегда масса самозванцев, утверждавших о наличии у них Мандата Неба и вступающих на престол. Когда японцы стали осознавать свою страну как страну особую, они, прежде всего, сравнивали себя с Китаем, говоря, что в Китае всегда была масса династий, а у нас в Японии такой смены никогда не было, потому мы - страна благополучная.
Императору традиционно не приписывались функции движения, поскольку он подобен Полярной звезде, которая всегда остается на месте, а все остальные светила движутся вокруг нее. Потому, когда император Мэйдзи начал объезжать страну, путешествовать, в обществе это произвело колоссальный эффект. Само по себе обстоятельство, что он сел на коня, трактовалось как случай небывалый, настолько сильно было убеждение в его неземном происхождении.
Традиционно императора нельзя было видеть. Долгое время существовал запрет на его лицезрение. Запрет довольно сильный. И исходит он из самой глубокой древности. Сохранились даже предания, в которых говорится: "Такой-то стал королем и с тех пор его никто не видел". Китайцы в VI веке засвидетельствовали высказывания японцев о том, что их правитель днем спит, а ночью бодрствует. Темнота в традиционной культуре является спутником невидимости. Сейчас, конечно, все не так строго. Император довольно много появляется на телеэкране. Но до сих пор голос его можно услышать достаточно редко. Запрет на то, чтобы простые смертные могли слышать его речь, был ликвидирован лишь после войны, когда император Сёва обратился к народу по радио. И тогда люди в первый раз услышали его голос. До этого голоса императора почти никто не слышал.
Личность императора никогда не должна быть подвержена никаким критическим оценкам. Чтобы достичь этого, нужно было лишить его всех функций, кроме функции пребывания во дворце. Это и было сделано. Критики могут подвергаться его приближенные, первые, вторые и третьи министры. Их можно судить, миловать, хвалить, критиковать и так далее. Все это сохранилось до сегодняшнего дня.
У императора реально есть какая-то власть, он может влиять на политические процессы?
Довольно мало. Реально - довольно мало. Не царское это дело. "Я есть - народ спокоен. Меня не будет - будет не пойми что. И всем от этого хорошо. Всем хорошо, что я ничего не делаю". Нам это довольно трудно понять, трудно в это проникнуть.
В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. Тем не менее, декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. Дело в том, что «император», в верности которому клялись подданные, в восприятии японцев был не столько человеком, сколько живым символом Империи.
Когда Японией правили самураи, вся наука для будущих императоров, выполнявших декоративно-представительские функции, сводилась к изучению правил этикета, конфуцианских текстов и зазубриванию синтоистских молитв.
В более поздние времена, когда институт самураев был упразднен и титул правителя закреплялся за императором, наследник изучал математику, физику, экономику, юриспруденцию, французский и китайский языки, этику, историю и каллиграфию. А также, как будущий верховный жрец государственной религии — синтоистские обряды. И как будущий повелитель — учение Конфуция. И как будущий верховный главнокомандующий — кодекс бусидо (путь воина) и множество современных военных дисциплин.
Профессор Сигэтакэ Сугиура внушал Хирохито: наследники японского престола обладают абсолютным моральным совершенством, поэтому японская монархия неизмеримо выше монархий других государств.
Некоторое время назад темой сильно заинтересовалось наше телевидение. В основном про императора Сёва - предшественника Акихито. В передаче, которая вышла, они рассказали все в точности наоборот. Они прочитали книгу одного американского исследователя об императоре Сёва. Один из основных вопросов этой книги - был он военным преступником или нет? Исследователь делает вывод: Сёва был военным преступником, и безобразие, что его не судили на токийском трибунале. Но если мы хоть чуть-чуть начнем разбираться в этой проблеме, мы поймем, что почти не было японцев, которым бы пришло в голову его судить. Не было почти никакого в этом смысле движения. Не было этого по очень простой причине - японцы к этому не привыкли. Императора судить нельзя. Первого министра можно и судить, и повесить. И император спокойно оставался на своем посту до самой своей смерти, хотя, конечно, по нашим с вами понятиям, он должен был быть посажен в тюрьму. Он начал войну и против Китая, и против Америки и т.д. и т.п.
Именно поэтому одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как «военного преступника», и сохранение в Японии императорской династии.
И хоть сам император сказал, что несет "исключительную ответственность за каждое принятое политическое и военное решение и за все действия, предпринятые моим народом в ходе войны" и готов был понести наказание - наказывать Бога дело немыслимое, тем более чужеземцам - ничего кроме проблем с японским народом такой ход не принес бы. Даже самураи, в период своего фактически единоличного правления, не рискнули ликвидировать Императорский Дом или прибегнуть к физической расправе над неугодным императором. Они применяли другую тактику - "уходил" императора в монахи, с передачей трона малолетнему наследнику.
В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что «форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа». После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.
С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина «военные преступления» мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. Под давлением американцев и в обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, 1 января 1946 г. император публично отказался от «божественного» происхождения и сверхъестественной основы своей суверенной власти, хоть и в очень витиеватой форме. "Отныне я становлюсь человеком", – официально провозгласил Император Японии Хирохито, обращаясь к японскому народу. До этого момента Императором в Японии был Бог. И это не было ни шуткой, ни метафорой. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. И как логическое продолжение, составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора лишь «символом государства и единства народа». В отличии от конституции Мэйдзи принятой в 1889 году, где император значился «божественным, окруженным ореолом святости посланцем небес». Божество, разжалованное в символы.
За императором снова были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.
(Хотя остается непонятным, какое тогда таинство проводят нынешние императоры, восходя на престол, ежели Хирохито вроде как отказался от божественной подоплеки должности и насколько этот отказ соблюдается и воспринят японским народом.)
Лишенный реальной власти Хирохито вел довольно замкнутый образ жизни и занимался в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой «в миру» являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).
В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито - стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену. Выбор, конечно, впоследствии утверждала специальная комиссия, но все же...
Впрочем, сын Акихито - нынешний наследный принц Арухито родившийся в 1960 г. пошел еще дальше. Он долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, которая поначалу его отвергла. Дочь карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН, Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.
Поскольку круг потенциальных брачных партнеров в семье императора (в Японии его называют тэнно) был все-таки достаточно ограничен, с проблемой бесплодия боролись и другим способом: для аристократических кругов было принято многоженство. Еще император Мэйдзи (вступил на престол в 1868 году) имел маленький гарем. Начиная со следующего императора Тэйсё эта практика была упразднена. Ныне же престол переходит только к прямым потомкам по мужской линии. Однако сейчас возникла проблема. Прямого престолонаследника нет, и уже раздаются голоса о том, что положение о наследовании нужно пересмотреть. Если его пересмотрят, то это будет вполне в традиционном духе, потому что, во-первых, традиционно любой член правящего дома мог взойти на престол и, во-вторых, в древности зафиксированы случаи, когда это делала и женщина тоже.
В отличии от многих государств японский император никогда не обладал функцией военного вождя. Он не был ответственен за военные дела. Это связано с тем, что он считался первым жрецом японской религии синто и с географическим положением. Япония практически не знала вторжения иноземцев, за малыми исключениями. Таким образом, императору просто незачем было брать на себя функцию военного лидера. В то же самое время роль тэнно была достаточно велика в религиозных делах.
При восхождении на престол императора России (в допетровские времена), митрополит московский, а позднее - патриарх всея Руси должен был совершить помазание. Никакой тайны из этой церемонии никогда не делалось. В Японии же основная церемония восхождения на престол совершается самим будущим императором в одиночестве и ночью. Происходит это в небольшом павильоне, где совершается некий обряд, содержание которого неизвестно… Известно его назначение. Когда будущий император ночью находится в этом закрытом помещении, осуществляется контакт между ним и синтоистскими божествами. Когда происходила церемония посвящения последнего на сегодняшний день императора Акихито, представители средств массовой информации и простая публика очень надеялись, что будет приоткрыто довольно много, что люди смогут увидеть, как проводятся многие ритуалы. Но этого не произошло. По-прежнему многое скрыто от посторонних глаз.
Японский император имеет право восхождения на престол, поскольку является прямым потомком не просто предыдущего правителя, но богини Солнца Аматэрасу, а японская империя находится под покровительством синтоистских божеств. Родство по крови - единственное условие.
Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. и берет начало рода от богини Аматэрасу Омиками, которая даровала своему внуку Ниниги-но Микото императорские регалии - бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». А тот, передал регалии своему внуку Дзимму, который стал первым человеком — правителем Японии. (По утверждению исторических хроник страны — «КОДЗИКИ» (712 г.) и «НИХОНГИ» (720 г.),)
Конечно, в этих книгах содержится немало мифов и легенд, поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода ЯМАТО распространилась на территорию от острова КЮСЮ на юге до долин КАНТО на севере.
С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул ТЭННО (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император ТЭММУ, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название НИППОН, включающее иероглиф «солнце».
Что касается России, то здесь играет роль не только факт родства с предыдущим правителем, но такое туманное понятие, как богоизбранность, которое можно толковать, как вы понимаете, совершенно по-разному.
Для японской системы правления на всем ее протяжении, включая сегодняшний день, характерна двойная структура. Есть религиозно-духовный центр, которым является император, и распорядительный центр. На месте этого распорядительного центра, если мы посмотрим на историю в ретроспективе, могут выступать разные люди и институты. В древности - это представители некоторых аристократических родов. Вначале это был род Сога, затем - род Фудзивара. Потом это были сёгуны, военные правители. Они обладали огромными распорядительными полномочиями, намного большими, чем полномочия самого тэнно, но, тем не менее, без указа тэнно они должность сёгуна получить не могли. Потом это место занимает правительство и парламент, что мы наблюдаем до сегодняшнего дня. Согласно современной японской конституции, император, тэнно, является символом японского народа, японской нации. Фактически это роль, которую он играл очень долго, около полутора тысяч лет.
Тэнно воспринимается как носитель духовности, харизмы и как некий культурный герой, чего в России (во всяком случае, в допетровское время) не было. Именно тэнно является покровителем всяческих искусств, поэзии, письменности и так далее. Поэтому вполне нормально, когда японский император сочиняет стихи и при этом довольно трудно себе представить, что какой-нибудь Иван Грозный или Федор Иоаннович сочиняют что-нибудь подобное. Именно поэтому японский тэнно был ответственен за образование. Это оказывало свое влияние, и потому статус грамотности японцев всегда был достаточно высок.
Япония - единственная страна в мире, сохраняющая и по сей день счет времени по правлениям или по так называемым девизам правления. Все выходящие в государственных учреждениях документы датированы не европейским летоисчислением, не годом рождения Христа, а по году правления того или иного императора. Идея девизов правления пришла из Китая, получила распространение в Японии, но нигде, кроме Японии, не сохранилась. Девиз правления - это, говоря современным языком, слоган. Это некое ритуальное благопожелание или некое программное пожелание, касающееся правления. Туда входят разные приятные иероглифы ("радость", "бесконечность", "сострадание", "человеколюбие" и т.д.) Перевод нынешнего девиза - "становление мира".
Идея преемственности, в частности преемственности времени, в японской культуре чрезвычайно сильна. Это одна из главных идей, на которых японская культура зиждется. Поскольку мы говорим о власти, скажу следующее: хотя японцы очень много переняли у Китая, тем не менее, они не восприняли идею Мандата Неба, а идея эта в китайской политической философии главнейшая. Что это означает? Данная династия занимает трон потому, что ей был дан Мандат Неба. Небо, безличная субстанция, которая может быть сравнена и с христианским представлением, хотя там есть и разница, дает предполагаемому правителю свой Мандат, однако может и отнять его. И не просто может, но, когда приходит время, неизбежно его отнимает. Потому что в идею Мандата Неба вложена идея постепенной растраты и утраты энергетики. Первый представитель новой династии в полной мере такой энергетикой обладает, а потом, с приходом к власти преемников династии, она постепенно истощается. Поделать с этим ничего нельзя. Можно только стараться растрачивать меньше этой энергии, чтобы ее по возможности дольше сохранять. Тем не менее, конец неизбежен. Японцы эту идею не восприняли, поскольку довольно быстро поняли, что это ведет к политической нестабильности, что строго определить, что такое Мандат Неба, кому он дается, а кому не дается, довольно трудно. Поэтому в Китае была всегда масса самозванцев, утверждавших о наличии у них Мандата Неба и вступающих на престол. Когда японцы стали осознавать свою страну как страну особую, они, прежде всего, сравнивали себя с Китаем, говоря, что в Китае всегда была масса династий, а у нас в Японии такой смены никогда не было, потому мы - страна благополучная.
Императору традиционно не приписывались функции движения, поскольку он подобен Полярной звезде, которая всегда остается на месте, а все остальные светила движутся вокруг нее. Потому, когда император Мэйдзи начал объезжать страну, путешествовать, в обществе это произвело колоссальный эффект. Само по себе обстоятельство, что он сел на коня, трактовалось как случай небывалый, настолько сильно было убеждение в его неземном происхождении.
Традиционно императора нельзя было видеть. Долгое время существовал запрет на его лицезрение. Запрет довольно сильный. И исходит он из самой глубокой древности. Сохранились даже предания, в которых говорится: "Такой-то стал королем и с тех пор его никто не видел". Китайцы в VI веке засвидетельствовали высказывания японцев о том, что их правитель днем спит, а ночью бодрствует. Темнота в традиционной культуре является спутником невидимости. Сейчас, конечно, все не так строго. Император довольно много появляется на телеэкране. Но до сих пор голос его можно услышать достаточно редко. Запрет на то, чтобы простые смертные могли слышать его речь, был ликвидирован лишь после войны, когда император Сёва обратился к народу по радио. И тогда люди в первый раз услышали его голос. До этого голоса императора почти никто не слышал.
Личность императора никогда не должна быть подвержена никаким критическим оценкам. Чтобы достичь этого, нужно было лишить его всех функций, кроме функции пребывания во дворце. Это и было сделано. Критики могут подвергаться его приближенные, первые, вторые и третьи министры. Их можно судить, миловать, хвалить, критиковать и так далее. Все это сохранилось до сегодняшнего дня.
У императора реально есть какая-то власть, он может влиять на политические процессы?
Довольно мало. Реально - довольно мало. Не царское это дело. "Я есть - народ спокоен. Меня не будет - будет не пойми что. И всем от этого хорошо. Всем хорошо, что я ничего не делаю". Нам это довольно трудно понять, трудно в это проникнуть.
В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. Тем не менее, декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. Дело в том, что «император», в верности которому клялись подданные, в восприятии японцев был не столько человеком, сколько живым символом Империи.
Когда Японией правили самураи, вся наука для будущих императоров, выполнявших декоративно-представительские функции, сводилась к изучению правил этикета, конфуцианских текстов и зазубриванию синтоистских молитв.
В более поздние времена, когда институт самураев был упразднен и титул правителя закреплялся за императором, наследник изучал математику, физику, экономику, юриспруденцию, французский и китайский языки, этику, историю и каллиграфию. А также, как будущий верховный жрец государственной религии — синтоистские обряды. И как будущий повелитель — учение Конфуция. И как будущий верховный главнокомандующий — кодекс бусидо (путь воина) и множество современных военных дисциплин.
Профессор Сигэтакэ Сугиура внушал Хирохито: наследники японского престола обладают абсолютным моральным совершенством, поэтому японская монархия неизмеримо выше монархий других государств.
Некоторое время назад темой сильно заинтересовалось наше телевидение. В основном про императора Сёва - предшественника Акихито. В передаче, которая вышла, они рассказали все в точности наоборот. Они прочитали книгу одного американского исследователя об императоре Сёва. Один из основных вопросов этой книги - был он военным преступником или нет? Исследователь делает вывод: Сёва был военным преступником, и безобразие, что его не судили на токийском трибунале. Но если мы хоть чуть-чуть начнем разбираться в этой проблеме, мы поймем, что почти не было японцев, которым бы пришло в голову его судить. Не было почти никакого в этом смысле движения. Не было этого по очень простой причине - японцы к этому не привыкли. Императора судить нельзя. Первого министра можно и судить, и повесить. И император спокойно оставался на своем посту до самой своей смерти, хотя, конечно, по нашим с вами понятиям, он должен был быть посажен в тюрьму. Он начал войну и против Китая, и против Америки и т.д. и т.п.
Именно поэтому одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как «военного преступника», и сохранение в Японии императорской династии.
И хоть сам император сказал, что несет "исключительную ответственность за каждое принятое политическое и военное решение и за все действия, предпринятые моим народом в ходе войны" и готов был понести наказание - наказывать Бога дело немыслимое, тем более чужеземцам - ничего кроме проблем с японским народом такой ход не принес бы. Даже самураи, в период своего фактически единоличного правления, не рискнули ликвидировать Императорский Дом или прибегнуть к физической расправе над неугодным императором. Они применяли другую тактику - "уходил" императора в монахи, с передачей трона малолетнему наследнику.
В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что «форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа». После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.
С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина «военные преступления» мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. Под давлением американцев и в обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, 1 января 1946 г. император публично отказался от «божественного» происхождения и сверхъестественной основы своей суверенной власти, хоть и в очень витиеватой форме. "Отныне я становлюсь человеком", – официально провозгласил Император Японии Хирохито, обращаясь к японскому народу. До этого момента Императором в Японии был Бог. И это не было ни шуткой, ни метафорой. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. И как логическое продолжение, составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора лишь «символом государства и единства народа». В отличии от конституции Мэйдзи принятой в 1889 году, где император значился «божественным, окруженным ореолом святости посланцем небес». Божество, разжалованное в символы.
За императором снова были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.
(Хотя остается непонятным, какое тогда таинство проводят нынешние императоры, восходя на престол, ежели Хирохито вроде как отказался от божественной подоплеки должности и насколько этот отказ соблюдается и воспринят японским народом.)
Лишенный реальной власти Хирохито вел довольно замкнутый образ жизни и занимался в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой «в миру» являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).
В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито - стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену. Выбор, конечно, впоследствии утверждала специальная комиссия, но все же...
Впрочем, сын Акихито - нынешний наследный принц Арухито родившийся в 1960 г. пошел еще дальше. Он долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, которая поначалу его отвергла. Дочь карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН, Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.
Но ст. 11 "Конституции Великой Японской Империи" закрепляет прерогативы императора как верховного главнокомандующего армией и флотом.