Намахагэ「なまはげ」
(Фестиваль чертей)Намахагэ Сэдо (фестиваль танцующего демона)31 декабря
Под Новый Год, в небольшой деревушке на полуострове Ога, в префектуре Акита, чуть к югу от горы Иваки проходит ежегодный ритуал, которым славится этот полуостров; родовое действо из родовых действ.
Намахагэ на Ога - почти единственный уцелевший до нашего времени ритуал того типа, который антропологи называют "ритуалом пришельца". Считается, что такие ритуалы когда-то были широко распространены по всей Японии, но с тех пор практически вымерли в строгом смысле - то есть, в таком, когда участники воспринимают их всерьез.
С наступлением темноты в новогоднюю ночь несколько молодых людей из деревни наряжаются чертями. Они нацепляют огромные рогатые маски, громоздкие плетеные накидки и соломенные сапоги, чтобы казаться устрашающе и неестественно большими, берут с собой оружие, или же просто орудия для производства оглушительного грохота, после чего переходят из дома в дом, сопровождая свое прибытие воплями, угрозами и требованиями подношений.
читать дальше
Традиция появления Намахагэ распространена по всему полуострову Ога. Ритуал праздника очищает души людей перед наступлением Нового Года, и служит залогом того, что наступающий год будет удачным, а само мероприятие призвано укрепить чувство общности у жителей дома.
По японским поверьям Намахагэ – это сказочные существа, которые могут быть как мужского, так и женского рода. Чтобы изобразить Намахагэ обычно одевают маски, раскрашенные в синий или красный цвета, и одежду, сделанную из соломы или водорослей. Намахагэ с голубыми лицами-масками – демоны мужчины, с красными – женщины.
Они врываются, завывая, в дома людей, демоны-мужчины трясут над головой деревянным посохом, к верхушке которого привязана связка бумажных лент, демоны-женщины пугают связками кухонных ножей.
Главный предмет этих угроз - ленивые и непослушные дети, а также девушки, недавно выданные замуж за местных жителей, то есть, те члены общины, которые еще недостаточно усвоили, где находится приличествующее им место, и нуждаются в наглядном уроке. Черти с ревом врываются в двери и топают по комнатам, вытаскивая перепуганных до полусмерти детей из укромных уголков, запихивая их в мешки, обещая увезти их на тележках высоко в горы и в целом доводя самых маленьких и самых чувствительных до полной истерики с мокрыми штанишками. Затем хозяин дома, встав в строгом поклоне на колени, предлагает чертям сакэ и прочие яства. В некоторых домах обязанность подойти к чертям и налить им сакэ возлагается на трясущихся детей. После чего черти переключаются на соседний дом, и с каждым разом все больше хмелеют и буянят. Считается, что если откупиться от намахагэ, то таким образом можно приманить в свой дом спокойствие и благополучие. Семейное счастье, строгий порядок и все остальные конфуцианские ценности - женское послушание, патриархальный деспотизм - царят над освященными домами весь следующий год.