Жизнь − всего лишь сон бабочки.

У многих термин камикадзе ассоциируется с пилотами-самоубийцами исключительно за штурвалом самолета. Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, но и подводными. Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора и в море, жертвуя собой ради Японии.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:
1. Солдат обязан исполнять свои обязательства.
2. Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
3. Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
4. Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
5. Солдат обязан жить простой жизнью.

О составе отрядов морских камикадзе существует противоречивая информация. По одним данным, это были молодые офицеры и старшины, по другим - гражданские молодые люди, часто - подростки не достигших и 17 лет, стремящихся проявить себя как «настоящие мужчины». Более старшие опытные пилоты обычно не привлекались к подобным миссиям в связи с необходимостью обучать новичков. Если погибнут они, то где взять преподавательские кадры? Чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Есть сведения, что камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор, очевидно, был обусловлен тем фактом, что первый-старший ребенок обычно становился наследником семьи и поэтому не попадал в военную выборку смертников. Таким образом, в числе камикадзе оказывалась та прослойка общества, которой можно было пожертвовать без ущерба для нации и во благо нации. Тем более, что многие камикадзе сами стремились к такой участи, понимая, что это их единственный шанс как-то отличиться в жизни, запомниться героями и прославить семью. У школ камикадзе выстраивались очереди из молодых ребят. Хотя были и такие, которые участвовали в войне не совсем добровольно. Так, Кеничиро Онуки, один из выживших камикадзе, доживших до наших дней, в своих записях рассказал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
Среди подводных камикадзе живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, именно с ее уничтожения должно было начаться крупномасштабное наступление армии Японии. Но японцы просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Проигрыш сильно деморализовал военный дух флота. Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовать собой ради уничтожения врага.
Первоначально идея принадлежала группе младших офицеров подводников, ратовавших за применение управляемых смертниками торпед. Одним из разновидностей такого оружия была торпеда „Лонг Лэнс“, которой должен был управлять человек, находящийся в специальной кабине.

изображение
Торпеда "Лонг Лэнс" - тип 93


Высшее же морское командование на первых порах относились к этой идее без энтузиазма. В частности, Мива нашел принцип самоубийства неприемлемым. Но когда в ходе операций американских войск против Марианских островов Япония понесла огромные потери в подводных лодках и авианосцах, а вместе с ними исчезли и всякие надежды на победу флота, высшие морские чины стали смотреть на идею использования оружия самоубийц серьезно.

Обучение водителей управлению торпедами этого типа намечалось летом 1944 года в Оцудзиме (Внутреннее Японское море).
Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». Это же название в последующем применялось и к самим смертникам-подводникам.
По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна. Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была оснащена всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.
читать дальше

@темы: япония