Жизнь − всего лишь сон бабочки.
Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у некоего дзеновского учителя. Эсюн была очень миловидной, несмотря на то, что голова ее была острижена, а одежда очень скромна. Несколько монахов тайно влюбились в нее. Один из них написал ей любовное послание, настойчиво требуя встречи наедине.
Эсюн не ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и когда они были окончены, Эсюн встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она сказала:"Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня."
Эсюн не ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и когда они были окончены, Эсюн встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она сказала:"Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня."
"101 дзенская история"
Перевод С. А. Кротков
Перевод С. А. Кротков
Но с другой стороны. Все же не совсем честно со стороны Эсюн создавать ситуацию, когда сама она не рискует ничем, а он - всем.
Я о том, что со стороны монаха было бы не честно утаивать от Эсюн свои чувства, лишая Эсюн возможности выбора: ответить на эти чувства или отвергнуть их. Что если бы Эсюн предпочла выбрать первое, и не сказавши о своих чувствах монах, лишил бы двушку этой радости. Посему он сообщил Эсюн о своих чувствах.
Но так как дело происходит в монастыре, де-юре месте, где полушники связаны определенными рамками, монах дал Эсюн возможность принять решение без давления со стороны окружения: ведь скажи он ей привселюдно, девушка могла засмущаться или под давлением окружающего места ответить не то, что хотела на самом деле, а то, что требовали от нее монастырские устои; в непредвиденной ситуации она могла принять поспешное, неправильное решение. Поэтому продвинутый монах создал для Эсюн ситуацию, когда она могла принять решение не зависящее от давления окружающего, не будучи привязанной к мирским рамкам. Но несведующая Эсюн не оценила доброту монаха и ответила злом на добро. ))
А история может не иметь продолжения не потому, что монах ничего не предпринял, а потому, что его реакция, это уже другая история и будет отвлекать читателя от той мысли, которую автор хотел донести в этой истории.
Не подумайте, я не пытаюсь доказать, что девушка - отрицательный персонаж, просто озвучиваю разные варианты возможной трактовки истории.
Причем, в понимании девушки, любовь неразрывно связана с обниманием, тогда как в истории не сказано, что монах "любил" ее именно в этом смысле и ее требование могло быть для него оскорбительно (ведь все таки, речь идет о монахах дзен, а не о матросах).
Возможно, девушка пребывала в плену своих заблуждений и, озвучив свое требование, выдала свою неготовность быть монахиней?
И именно на это обращает внимание автор и именно поэтому история не имеет продолжения: не важно, что ответил монах, важна реакция девушки.